Театр кукол без кукол и всерьез

Новый главный режиссёр Тульского театра кукол Юрий Богородицкий представил свой дебютный спектакль на сцене детского театра. Однако постановка адресована не маленькому зрителю, а взрослому, и совсем она не кукольная.

Универсалы

Репертуар тульского кукольного пополнил спектакль «Медведь» по одноимённой пьесе А. П. Чехова. Что и говорить, шаг смелый и одновременно традиционный. Смелый, потому что автор серьёзный, а традиционный по причине наличия опыта в этом направлении, ведь в последние несколько десятилетий театр неоднократно выпускал спектакли, как теперь принято говорить, для публики 18+. Это постановки и с куклами, и совсем без них.

Совсем без них обошлось и в нынешнем представлении. Единственным элементом, напоминающим принадлежность чеховского «Медведя» к кукольному театру, стала сцена, в которой главная героиня исполняет песню, а изображения висящих на стене портретов покойного мужа и других родственников «оживают» и ей подпевают - у них открываются рты и двигаются усы. Это стало возможным за счёт вмонтированных в портреты мимирующих масок, которыми изнутри управляют актёры.

- С практикой постановок, где на сцене актёры играют для взрослых в «живом плане», театр своей специфики вовсе не теряет и всё равно остаётся детским кукольным. Это было и есть главным направлением, - поясняет главный режиссёр ТГТК Юрий Богородицкий. - Просто у артистов есть достаточный резерв, который позволяет реализовываться и в драматических спектаклях для взрослых. Почему бы это не использовать?!

У Антона Павловича жанр произведения обозначен как «шутка в одном действии». В тульском кукольном «Медведь» также будет идти в одном действии, только режиссёр назвал свою постановку иначе - комедией. Хотя содержание событий, выписанных в первоисточнике, на первый взгляд, несколько далеки от комедийных.

 

Чехова нужно «есть» по чуть-чуть

После смерти мужа помещица Елена Ивановна Попова (артистка Юлия Бороздина) замкнулась в скорби и горестных переживаниях, перестала выходить из своего дома, став затворницей. Она дала себе клятву до самой могилы не снимать этого траура и не видеть света. И никакие увещевания её лакея Луки (артист Ринат Кондаев), призывающего молодую и красивую хозяйку не хоронить себя заживо, на неё не действовали.

Метаморфозы начинаются с приездом к Поповой хозяина соседнего поместья Григория Степановича Смирнова (артист Сергей Буряков), который требует немедленно вернуть долг покойного мужа Елены Ивановны. При этом он настолько эмоционален, что в доме всё рушит и ломает. Помещица в связи с отъездом приказчика по делам просит подождать пару дней и называет гостя невоспитанным грубияном и медведем. Получив отказ, помещик вызывает вдову на дуэль. К удивлению, Попова принимает вызов, приносит пистолеты при этом ещё и просит Смирнова научить её стрелять.

Он никогда не видел таких решительных женщин. От её цельной и твёрдой натуры, перед которой Смирнов оказывается бессилен, он одновременно приходит и в восторг, и в бешенство. Во втором случае от того, что не смог побороть её характер. В возникшем конфликте они понимают, что нужны друг другу. История заканчивается долгим поцелуем. При этом, Смирнов и не думал, что Попова так его закрутит, что он так растеряется и в итоге влюбится.

- Идея поставить Чехова у меня всюжизненная. «И вот такая возможность представилась», —говорит режиссёр. - А выбрал одноактную пьесу вместо больших произведений Чехова - «Три сестры» «Вишнёвый сад» и других его шедевров, потому что к ним надо внутренне прийти, нужно понять, что я хочу, ставя эти пьесы. Как и любой вкусный материал, чеховские творения нужно «есть» по чуть-чуть. Попробовал малость - понял, что вкусненько, значит можно ещё больше попробовать - тоже оказалось вкусненько. Так постепенно и надо идти от малого к большому. А если сразу всё хапнуть, то можно подавиться. В «Медведе» мне понятна тема - тема одиноких людей. Он одинокий, она одинокая. Но одиночество не может быть постоянным, всё равно люди должны быть вместе, утверждает автор. И я этой мысли следовал при создании спектакля, актёры мне помогали.  Мне было крайне интересно работать.

 

Уйди, ковид!

Режиссёр решил не замыкать действие в границах достаточно небольшой сценической площадки и расширил пространство за счёт некоторых приёмов. Так, к примеру, Смирнов заходит в гостиную Поповой, которая на сцене, не из-за кулис, что было бы ожидаемым, а через центральный вход зрительного зала. Проходка мимо рядов колоритного эмоционально возбуждённого персонажа только добавляет живости в происходящее.

Что же касается комедийной направленности, то смешные ситуации в этой истории заложены Чеховым изначально. Остальное же отдаётся на откуп актёрам. И они со своей задачей справились. Некоторые комические детали не были заранее продуманы ни постановщиком, ни исполнителями. Они рождались в процессе репетиций.

Примечательно, что для кукольников, которые в основном играют детские спектакли, не обременённые длинными монологами, а напротив, состоящие из простых и коротких реплик, никаких сложностей с запоминанием объёмистого текста в работе над «Медведем» не возникало.

Оформила спектакль художник-постановщик Тульского театра кукол Надежда Ванина. Ей удалось смоделировать в одну целую картинку одновременно и бытовую составляющую декораций, и окружающий пейзаж усадьбы. Музыку написал местный композитор Алексей Симановский.

Премьера намечена на сентябрь, если, конечно, позволит эпидемиологическая обстановка. Так же в ближайшее время приглашённые режиссёры из Санкт-Петербурга Николай Боровков и Станислав Мозговой начнут работу над «Гулливером» и «Щелкунчиком», и зрители увидят классические сказки уже предстоящей осенью. Опять-таки - при условии отсутствия соответствующих ограничительных мер.

В планах главного режиссёра ТГТК Юрия Богородицкого - масштабная постановка кукольного спектакля для детей с максимальным привлечением всех артистов труппы.

 

Справка

Пьеса «Медведь» была написана Чеховым в 1888 году, в этом же году впервые была напечатана в газете «Новое время» и поставлена в московском театре Корша. Успех произведения помог автору улучшить материальное положение его семьи. В связи с чем, согласно утверждению литератора В. В. Билибина, Антон Павлович шутил: «Моего «Медведя» следовало бы назвать «Дойной коровой».  Спустя годы пьеса стала ещё более популярной. Она ставилась не только в театрах нашей страны, но и экранизировалась более чем тридцать раз за рубежом. С 1938 по 2010 год «Медведя» снимали кинокомпании Чехословакии, Венгрии, Польши, Финляндии, Швеции, Бельгии, Франции, Германии, Греции, Великобритании, Дании, США и Канады.

 

Источник: «Аргументы и Факты».

 

Фото: «Аргументы и Факты».

 

Автор: Олег БОНДАРЬ.

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.
Я согласен